Причины девиантного поведения детей.
Самое большое влияние на ребенка оказывает семья, поэтому причины отклоняющегося поведения следует искать прежде всего в семье. Психологи различают несколько видов семей, в которых дети склонны к отклоняющемуся поведению:
- Семья с неблагополучной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
- Семья, где нет эмоциональных контактов между ее членами, при внешней благополучности отношений наблюдается абсолютное безразличие к потребностям ребенка. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи.
- Семьи с нездоровой атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Но даже в нормальной семье существуют проблемы отклоняющегося поведения детей.
Окружающая среда также влияет на формирование личности школьника как в положительном , так и отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом проживания.
Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся и к другу, и к учителям, преданны школе, заинтересованы учебой. В группах слабых школьников формируется антишкольные настроения и взгляды, достаточно высок процент правонарушений.
Немаловажна и роль коллектива, в котором обучается подросток.
Важно выявить причины. Часто эти причины кроются в неумении общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе. Ребенок формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание; самое тяжелое для него наказание – одиночество, изоляция от людей.
Памятка родителям от ребенка
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердыми. Это позволит мне определить мне свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю « Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии для себя сам. Я не могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
Не заставляйте меня думать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
|